Страничка учителя-дефектолога

«Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Участие детей в театрализованной деятельности способствует полноценному развитию всех аспектов связной монологической речи. Театрализованная деятельность помогает стимулировать речь за счет расширения словарного запаса, помогает усвоить богатства родного языка, совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь ребенка. Формируются выразительные средства связной речи: динамика, темп, интонация. Речь становится более эмоциональной, выразительной и осмысленной.

Основной целью театрализованной деятельности является создание условий для коррекции речевых нарушений у детей и развития у них мотивации к устранению речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует внедрению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку. Театрализованные занятия всегда радуют детей, вызывают у них особый интерес. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», игры-драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки.

В течение учебного года активно использую театрализованную деятельность в работе с детьми, наблюдая за их речью. Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей. С помощью взрослого дети рассказывают знакомые сказки, исполняют песни героев. В процессе игровой деятельности используются приёмы имитации, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей незаметно активизируется словарь, звуковая сторона речи. Учу детей управлять силой голоса, тоном речи, соответствующим характеру, учу звукоподражанию, четкой дикции. После изучения текста начинаем с детьми работу на движение; учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса — хитрая, ходит на цыпочках, поворачивает голову в разные стороны; медведь – ходит медленно, вразвалочку).

В процессе нашей театральной деятельности у детей развивается речевая выразительность, дикция, интерес к театральной и игровой деятельности, активизируется детский словарный запас, улучшается диалогическая и связная речь. Совместная творческая деятельность вовлекает даже недостаточно активных детей в процесс драматизации.

В ходе занятий дети разыгрывали фольклорные сюжеты (потешки, прибаутки, песенки – «Сидит белка на тележке»), становились участниками игр-драматизаций («У медведя во бору»), постановочных спектаклей («Теремок», «Колобок»).

        Решению задач развития связной речи посредствам театрализованной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи способствовало использование различных видов театра: бибабо, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, магнитный театр, театр масок и другие виды театров.

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, развития мышления, воображения, творчества. 

 

Осуществляя данную деятельность, использую следующие формы работы:

  • просмотр драматизаций сказок и беседы по ним;
  • показ знакомых сказок детьми;
  • речевые игры и упражнения (для развития монологической и диалогической речи);
  • составление рассказов по картинкам из сказок;
  • задания по развитию речевой и интонационной выразительности;
  • игры превращения и упражнения на развитие выразительной мимики.

 

Осуществляя данную деятельность, использую следующие приёмы работы (приёмы развития связной речи):

-- НАГЛЯДНЫЕ (демонстрация иллюстраций, картин, объекта; организация наблюдения).

-- СЛОВЕСНЫЕ (чтение произведений, речевые упражнения, вопрос, подсказка, повторное проговаривание, объяснение).

-- ИГРОВЫЕ (сюрпризный момент, дидактические игры-упражнения, театрализованные игры).

-- КОСВЕННЫЕ (подсказка, совет, исправление, замечание).

 

         

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РОДИТЕЛИ – главные помощники.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  1. «Кукольный театр дома»
  2. «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»
  3. «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

       Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей группы, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания. В группе создана предметно-пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагогов, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра. Его оснащение периодически пополняется.

 

свернуть

Как нужно и как не нужно развивать речь ребенка

Что такое развитие речи?

Мнение 1 и ошибка 1.  Понимание развития речи слишком узко —  как работы логопеда по постановке у детей нарушенных звуков.

        Считается, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, что совсем не так! Однажды я даже услышала из уст воспитателя (заходила с подругой за ее ребенком в детский сад и случайно услышала реплику педагога): «Вы знаете! Оказывается,  мы тоже должны речь детей развивать, а ведь у нас не логопедическая группа». Это говорил воспитатель старшей группы детского сада крупного города(!!!), что мне показало, что даже многие педагоги не понимают цели своей собственной работы по развитию речи малышей и не знают, зачем это нужно. А значит, и не имеют результата в этом направлении.

       Разведем эти два понятия– коррекция речи и развитие речи.

   Коррекция речи. Логопед занимается коррекцией речи, т.е. исправлением ее нарушений речи у детей и взрослых.  То есть логопед проводит занятия с детьми, у которых речь уже нарушена и помогает малышу в исправлении нарушений речи.   Причем нарушения речи касаются не только звуков, но и речевого дыхания, интонации, темпа и тембра речи, а также грамматики, словаря, связной речи, то есть всех сторон речевого развития. Если у ребенка нет нарушений речи, то логопедические занятия ему не нужны, но ему нужны занятия по развитию речи.

   Развитие речи и предупреждение речевых нарушений. При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не  требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно!  А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи. Очень многое можно сделать с первых дней жизни малыша,  чтобы у него в дальнейшем не возникли речевые нарушения.  И чтобы он говорил свободно, красиво, точно, выразительно, правильно и без ошибок. Это развитие речи.

Мнение 2 и ошибка 2.  Очень часто понятие «развитие речи» сужается в современных семьях, да и во многих центрах подготовки к школе и дошкольного обучения только лишь к подготовке детей  к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть  в этом случае педагоги и родители считают, что развитие речи у дошкольников – это  обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. И ее нельзя «вырывать» из этой системы.

Мнение 3 и ошибка 3.  Еще одна очень частая ошибка – это  приравнивать развитие речи к ее появлению у ребенка. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.

Мнение 4 и ошибка 4. Некоторые считают, что методика развития речи – это просто скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки. Надо с детьми их использовать в любом порядке и почаще, и будет всё хорошо.

    Или есть такое мнение, что развитие речи — это просто запоминание и  называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т.д.). И надо сделать так, чтобы малыш побольше слов – названий предметов запомнил, вот и будет развита его речь. Это не так. Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.

Что же такое развитие речи детей дошкольного возраста на самом деле?

Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ  мысли, чувства, впечатления.

  То есть хорошо развитая  устная речь ребенка должна быть:

 а) правильной (то есть без ошибок),

 б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. 

свернуть

Для заботливых родителей

Младший возраст

Уважаемые папы и мамы!

  Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаб­людайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял,  нехотя реагирует на окружающее;
  • часто   проявляет   беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет   простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  • говорит     «ма»     вместо «мама»    или    относит     слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди»— «ди»; «смотри» — «апи»;
  • употребляет   слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Уважаемые папы и мамы!

  Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

  •  ежегодно,     начиная     с   первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  •  критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что асе само собой образуется;
  •  обязательно   проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аде­ноиды существенно влияют наречь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь,   научит вас,   как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические   занятия,     выполняя тщательно домашние задания. Без   выполнения   этих   заданий,    без   постоянного    контроля    над    по­ставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через     полгода     после     того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в      случае      тяжелых   речевых нарушении сделайте все,  чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

 

Старший возраст

Уважаемые папы и мамы!

  6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

□      Время  от  времени  беседуйте  с ребенком о школе,  настраивая его на серьезное  и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

□  У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно   произносить   все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять   количество  слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

□ Важно выяснить:

  • насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;
  • что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

□ Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

□    Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
□   Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.

□   Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

□   В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

свернуть

Правила общения с детьми в семье

Где найти время для того,

чтобы развивать речь ребенка?

 К сожалению, сейчас настало время, когда нам постоянно внушают мысль о том, что нужно как можно раньше посадить малыша за учебники – по математике, рисованию, развитию речи, окружающему миру. И у многих родителей сформировалось ошибочное представление   о том, что развитие речи – это только занятия с детьми. Причем только занятия, которые специально спланированы и организованы взрослым. А значит, надо к ним маме готовиться, планировать время, как-то заинтересовывать ребенка, найти для всего этого время, изучить горы книг. И руки опускаются и непонятно, что делать. И почему-то сейчас считается, что обычное бытовое общение с малышом в ходе завтрака, укладывания спать, прогулки, уборки дома, изготовления поделок и игр, поездки в транспорте или похода в поликлинику – это не развитие речи.

Это в корне не так! И, увы, в результате этого мнения, у многих мам  просто опускаются руки, когда идет речь о том, как развивать речь ребенка.

Давайте разберемся с этой ошибкой подробнее и избавимся от нее. Ведь очень многое, 90% в развитии речи детей дошкольного возраста можно делать по ходу обычной жизни дома без лишних затрат времени! Такое развивающее повседневное речевое общения с малышами — это фундамент, базис развития речи, без которого всё остальное в наших действиях по обучению детей речи будет хрупким и неустойчивым.

   Очень удивляет, что мамы часто говорят так: «У меня нет времени развивать речь моих детей». Такого просто не может быть! Ведь не может же такого быть, чтобы мы целый день молчали, и ребенок тоже молчал. Раз мы говорим, и ребенок говорит, значит это речевая практика и речевое общение. А если это речевая практика и речевое общение, то это значит, что  в ней уже изначально заложены возможности развития речи наших детей. Только  мы можем их:

А) либо полностью использовать,

Б) либо совсем не использовать,

В) либо использовать частично.

И чаще всего не используем и пропускаем эти возможности. Давайте научимся их  использовать для того, чтобы развивать речь ребенка с радостью и легко!

Как развивать речь ребенка:

Правила общения с детьми в семье

Правило 1.

В разговорах с малышами не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь малышей,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.

Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь малыша. Если малышу трудно выразить свою мысль, предложите ему варианты ответа. Например: «Как ты думаешь, куда едет машина – везёт продукты в магазин или кирпичи на стройку?»

 Таких ситуаций каждый день очень много, нужно просто их видеть и применять это правило. И ребенок будет постепенно лучше излагать свои мысли. 

Правило 2.

С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.

Зачем это нужно? Часто дети не говорят только потому, что речь им не требуется для жизни. Родители их понимают с полужеста и полуслова и предупреждают все их желания и потребности. Зачем тогда говорить? Если создать ситуацию провоцирования на речь — ситуацию непонимания речи, то малыш начинает говорить, так как речь становится ему жизненно необходима! Но ситуация непонимания речи должна быть естественна, жизненна и не должна унижать или обижать ребенка.

Как это делать?

Неправильный вариант такой ситуации речевого общения с ребенком. Например, если Вы положите на стол бананы и начнете «допрашивать» малыша: «Что ты хочешь?» и не будете понимать его жест, то это будет явная манипуляция. Малыш это почувствует и начнет плакать или бунтовать.

Давайте посмотрим на такую ситуацию с точки зрения ребенка: зачем объяснять словами, что тебе нужен банан, когда это и так понятно. Ведь на столе больше ничего другого нет! На столе ведь одни бананы! По жесту явно понятно, что малыш требует именно банан. Что тут может быть непонятного? Как мама может меня не понять?

Правильный вариант такой провоцирующей ситуации для развития речи малыша. А вот если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» и будете «не понимать» его жесты, давая вместо желаемого другие фрукты, то такая ситуация оправдана, она идет из жизни, она реальна! И она будет стимулировать речь малыша и его первые слоги или даже слова. И ребенок не будет скандалить или обиженно плакать, а будет стараться всеми силами Вам – непонятливой маме – объяснить словом, звуком или слогом, что конкретно нужно ему в данный момент. И первое слово у него обязательно появляется раньше или позже! Оно не обязательно будет  полным (ведь малышу сложно сказать сразу же «апельсин» или «яблоко»), но оно будет именно первым сокращенным детским словом. Но это будет уже слово, а не просто жест!


Правило 3.

Используйте обычное общение  дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.


Правило 4

– правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить  малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь  детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.

Пример применения правила.

Неправильный вариант. Например, если Вы спросите: «Какое сейчас время года?», то малыш может ответить всего лишь одним словом «Лето». И требовать в данном случае от него «полного ответа» и нескольких предложений в ответ на этот вопрос — это неправильно.

Правильный вариант, необходимый для того, чтобы развивать речь ребенка.  А если Вы спросите – «Чем тебе нравится лето?» или «Что за время года изображено на картинке – поздняя весна или лето?», то эти вопросы будут требовать развернутого ответа. Именно такие вопросы очень нужны и важны для развития речи и мышления ребенка. Используйте эти вопросы почаще!

Правило 5.

Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.

С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, интонационно выразительно, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог. И очень важно учитывать свойственную данному возрасту форму общения с ребенком и вести его дальше по ступенькам к новым, более сложным формам общения

Кажется – что изменится, если просто мама и папа будут просто по-другому говорить и общаться с малышом? Изменится всё! Главное – понять, как это — «по-другому», ведь многие из нас в суете современной жизни уже забыли, что такое хорошая выразительная речь взрослого, обращенная к малышу!

Правило 6.

Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.

Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться  в звучание Вашей речи и выделять в  ней  знакомые слова и фразы.

Как применять это правило:

  Если речь у ребёнка полностью отсутствует или есть только отдельные гласные звуки - комментируйте то, как Вы его одеваете, как играете, укладываете спать, многократно повторяя слова: «Дай ручку. А теперь другую. Давай вытрем ручку полотенцем. Где наше полотенце? Вот полотенце – белое, мягкое, пушистое. Вытираем полотенцем правую ручку, а теперь – левую» и так далее.

Детям, которые начинают говорить, можно вводить новый прием комментирования – продолжение  и расширение фразы ребенка. Например, ребенок сказал: «Ки», что означает «Киса». И Вы тут же ему отвечаете – комментируете – продолжаете речь ребенка: «Да, это киса. Киса бежит. Киска пушистая, у нее хвост длииинный. Вот она мяукает: мяу-мяу».

Для более старших детей можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, перебирая вещи в шкафу для одежды (обследуйте один ящик за один раз, иначе малыш устанет), рассмотрите всё подробно с малышом, вместе найдите детали – манжеты, резинка, молния, воротник, карман, что в карманах лежит, как они застегиваются. Найдите вязаные и сшитые вещи и чем они отличаются друг от друга. Рассмотрите отделку – вышивку, тесьму, пуговицы, кружево. Найдите у ящика дно, стенки, ручку, обговорите, зачем они нужны. Нажмите на них пальчиком – они твердые, крепкие. Постучите по ним. Посмотрите сквозь них – они прозрачные или непрозрачные? Посмотрите сквозь другие предметы – прозрачные они или нет? Так обследуйте и обсудите всё, что Вам встретится по пути перебирания вещей в ящике. Проводите такие осмотры предметов с комментированием и разговором с малышом по мере обычной жизни семьи.

Правило 7.

Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком! 

Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны. Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки.  Если  этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как  малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае –  в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление. Необходимо рассмотреть троллейбус и автобус, сравнить их, найти, что есть общее (и в автобусе и в троллейбусе могут ехать люди, а если транспорт грузовой – можно перевозить грузы).

Правило 8.

Дома обязательно должен быть домашний театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). У меня в детстве была целая сумка с фигурками, и я с удовольствием разыгрывала и с подружками, и одна разные сказки (фактически пересказывала их),  а также сочиняла свои. Чаще всего это игры – импровизации. Но к дню рождения или к Новому году можно подготовить и настоящий небольшой мини-спектакль.

Домашний театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества

свернуть

Потерялся звук

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи­сто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других.... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Са­модеятельность только ухудшает ситуацию и может навре­дить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень ин­дивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифици­рованная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замеча­ют, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего в первую очередь надо предостеречь ро­дителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки зву­ка, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсю­да возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обяза­тельно довести курс коррекции произношения у ребен­ка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в до­школьном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

свернуть

10 необходимых и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики

 

1.  ИНСТРУМЕНТЫ И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

- ложка (перекладываем из подноса в сосуд ложкой шарики, крупные бусины, мелкие помпончики; перекладываем ложкой и сортируем два вида орехов – например, грецкие и фундук),
- сачок (ловим сачком мелкие плавающие игрушки в тазу или в ванной),
- сито (просеять через сито и отделить фасоль от манки).
- молоточек (вбиваем молоточком колышки в отверстия разных размеров),
- палочка (пододвигаем палочкой к себе игрушку, если она находится далеко и недоступна),
- лопатка и совок (действуем с песком),
- удочка для магнитных рыбок,
- шнурок с деревянной иголкой для нанизывания разных предметов,
- кувшин или ковшик (переливаем воду из одного сосуда в другой).

2. ШНУРКИ, ТЕСЕМКИ И ВЕРЕВОЧКИ.

В куске картона сделайте дыроколом отверстия. Продевая верёвочки в эти отверстия, можно создавать разные интересные узоры.

3. ПИПЕТКА.

Покажите, как ею действовать. Можно капать из пипетки на нарисованные на платмассовой доске для лепки цветочки («напоить цветочки»), капать из пипетки в ячейки на палитре (в каждую ячейку – одну капельку), делать цветную воду с помощью акварельных красок и их смешивания (капаем разными пипетками из разных баночек и смотрим, что получается при смешивании цветов).

4. РЕЗИНОВАЯ ГРУША (продается в аптеке).

Купите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота из двух кубиков. С резиновой грушей можно поиграть в дождик: сжимать грушу, чтобы получились брызги. В эту игру можно играть летом на улице или дома в ванной.

5. ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛОЧКИ С КРЫШКАМИ — ШУМЕЛКИ (для заданий на сортировку предметов).

Ребенок заполняет две емкости мелкими предметами, сортируя их. Можно использовать горох и фасоль, или ракушки и камушки, или пуговицы и мелкие бубенцы.

6. КУСОЧКИ ТКАНИ.

Подготовьте лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Попросите подобрать пары лоскутков по фактуре.

7.  ВОЛЧКИ.

Сначала крупных размеров, затем маленького размера. Вместо волчка можно использовать и закручивать любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д.

8. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.

Полезно для развития мелкой моторики заводить ключиком заводные игрушки.

9. ИГРУШЕЧНАЯ ОДЕЖДА НА ЛИПУЧКАХ, ШНУРКАХ, КНОПКАХ, КРУПНЫХ ПУГОВИЦАХ.

10. ПРИЩЕПКИ.

Научите ребенка играть в стирку и развешивать на веревке сушиться мелкие предметы и игрушечную одежду. Веревка должна быть на уровне глаз ребенка. Каждую вещь малыш прикрепляет прищепкой.


Для развития мелкой моторики важно не количество игрушек или игр дома, а правильный захват ребенком мелких элементов в игре.

ЭТО ВАЖНО: Следите за тем, чтобы во всех играх для развития мелкой моторики ребёнок правильно захватывал мелкие элементы игрушек: щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (большим и указательным пальчиком). Покажите, как это делается. Сначала используйте для такого захвата объемные элементы, затем – плоские (захват плоских предметов сложнее).

Крупные детали ребёнок захватывает горстью, мелкие – пинцетным захватом кончиками пальчиков.

свернуть

Предупреждение заикания

     Для того чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье.

         Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

          Прежде всего, необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчётливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребёнка. Ребёнок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлёбываясь и задыхаясь.

           Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребёнка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию

         Заикание может возникнуть и по подражанию. Постепенно общаясь со взрослыми и сверстниками, страдающими заиканием, ребёнок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

          Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится ещё в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребёнка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

          Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребёнка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одёргивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

              Нельзя слишком перегружать речь ребёнка, форсировать её без учёта возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ограниченны: у него не развито ещё в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы незнакомые и непонятные слова заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

              Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребёнок сможет только после четырёх лет, когда разовьётся и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

            Не менее вредна для ребёнка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребёнок заметно отстаёт в своём речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребёнка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

          Не стоит перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем, посещение кинотеатров ребёнку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет. Во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

            Возбуждённый и утомлённый, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребёнок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

           Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещение театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребёнка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.

         Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удаётся вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребёнка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остаётся один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить е (например, оставлять в спальне ночник, пока ребёнок не заснёт, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй),  или показать ребёнку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, ещё больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребёнка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате – обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что там никого нет и бояться некого. Если ребёнок боится собаки или кошки – подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т.д.

           Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют всё делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребёнка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, - переучивать его вообще нельзя.    Если же с речью всё благополучно и у ребёнка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень осторожно, постепенно, мягко, любовно без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребёнка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребёнок переучивается без постороннего вмешательства добровольно, чтобы быть, «как все».

свернуть

Пища ребенка и развитие речи

  В «нормативах», то есть в ориентировочных показателях развития ребенка дается примерный возраст, когда мы начинаем приучать малыша к твердой пище. Казалось бы, какая разница, когда начать давать ребенку твердую пищу? Оказывается, это очень важно! Некоторые мамы до 3 лет игнорируют твердую пищу,  и всю пищу для ребёнка обрабатывают в блендере (медицинских показаний к этому нет, просто мамы так хотят – им кажется, что так будет лучше для пищеварения малыша).  Результат – ребенок будет иметь огромные проблемы с артикуляцией и плохо говорить!

Давайте разберемся, почему так важна твердая пища и как это влияет на речь.

        Если малыш после года или даже после 2 – 2,5 лет питается только протертой пищей, то ему трудно будет начать хорошо говорить. Почему? Потому что для речи требуется умение управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, и умение контролировать дыхание.  А жевание твердой пищи – это не просто питание тела и еда, а и развитие способности координированной работы мышц.  Еда для самых маленьких – это своеобразная  «артикуляционная гимнастика», которая «проводится» 3-4 раза в день (сколько раз ребенок пожевал твердую пищу, столько раз и потренировал свои мышцы, то есть сделал такую «гимнастику»).  Поэтому обязательно нужно давать ребенку сухарик, фрукт, печеньице, сухофрукт. А также давать трубочки для коктейля, чтобы пить из них сок или играть с ними – выдувать пузыри. Это тоже полезно для развития мышц.

свернуть