Белорусское декоративное искусство
Художественный образ произведения народного декоративно-прикладного искусства часто связан со знаковым изображением орнамента.
В народном искусстве знаки обычно являются символами. Это, прежде всего, повторяющиеся символы солнца, неба, дождя, урожая в ткачестве, вышивке, керамике, резьбе и росписи по дереву.
Прямая линия в орнаментах многих народов мира означала землю, волнистая - воду; ромб был знаком поля, ромб с точкой посередине - символом засеянного поля; крест нередко был оберегом, противодействующим темным силам зла и т.д.
Орнамент с подобными знаками, олицетворявшими различные природные силы, придавал вещи особый смысл, магическую «охранную» функцию.
С целью формирования представлений о «художественном решении вещи» следует рассказать детям о том, как мастер народного искусства подходит к украшению предметов быта: выбор материала, форма и украшение предмета определяются, прежде всего, назначением данной вещи.
Очень важно, чтобы воспитанники усвоили главную особенность этого вида искусства: украшение всегда имеет практическое назначение и неразрывно связано с предметом, который оно украшает.
В процессе создания декоративных изделий, рассчитанных на практическое применение, у детей формируется художественный вкус, эстетическая и техническая культура исполнения.
Составление орнамента
Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (перенесение присущих человеку свойств на явления природы, животных и предметы) и комбинированный виды орнаментов.
По характеру композиционных схем выделяют орнамент ленточный (фриз, бордюр, кайма) - в полосе; замкнутый - в круге, квадрате, треугольнике и т.д. Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами или способом вращения произвольного элемента относительно выбранного центра на определенное количество градусов, называется розеткой или роззетой. Орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия и т.д.
Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилось основное назначение орнамента - сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.
Орнамент в белорусской вышивке и ткачестве
В белорусской вышивке и ткачестве преобладает геометрический орнамент красного цвета (иногда с добавлением черного) на белом фоне: ромбы (круги) и их разнообразные по конфигурации варианты, многолепестковые розетки, крестики разной формы, квадраты, прямоугольники и др. орнаментом в виде полос украшали традиционную одежду, а также рушники, скатерти и др. В народном быту каждое изделие было строго регламентировано в функциональном назначении, отсюда и содержание орнамента, форма которого соответствует назначению изделия. Если концы полотенца для повседневного употребления украшали несколькими скромными полосками, то украшение свадебного наряда было с богатым и ярким декором. И не удивительно, что на традиционных свадебных рушниках наиболее часто встречаются такие узоры, как ромбы. Если исходить из народного поверья, что ромб - это солнце, то множество светил означает пожелание счастья, света, богатства. Ромбы счастья изображены и на Государственном флаге республики Беларусь.
Ткачество - изготовление ткани из пряжи способом переплетения ниток основы и утка. Сырьем обычно являлись льняные и шерстяные нитки. Для белорусского узорного ткачества характерны строгие геометрические узоры - клетка, полоска, концентрические круги, ромбы, квадраты, розетки. Традиционный полосатый или клетчатый декор полотняного переплетения, ромбо-геометрический орнамент красно-белого колорита XIX в. дополняется новыми мотивами (стилизованными растительными, орнитоморфными, зооморфными и др.), обогащается колористика изделий.
Растительный орнамент
С конца XIXв. широкое распространение в Беларуси получили сундуки, служившие для хранения приданого. Исключительная роль, которую выполняли сундуки в свадебных обрядах, требовала их специального украшения. В начале XXв. в народном белорусском искусстве были достаточно распространены растительные мотивы, которые использовались мастерами и при декорировании свадебных сундуков.
Красивые сундуки, украшенные букетами и гирляндами цветов, которые компоновались в квадратах и прямоугольниках, созданных способом «флиндровки», изготавливались почти до середины XX в. в Брестском Полесье: в Огово Ивановского района, Крамне на Дрогичинщине, в Мокрой Дубраве и др. В каждом из этих центров вырабатывались своеобразные композиции и колористики. Например, в Крамне отдавали предпочтение голубому фону, на котором компоновали букетики из мелких цветов и отросточков. Огоевские сундуки - зеленые, роспись крупная, сочная без полутонов и оттенков.
Рисунок наносили от руки и с помощью трафарета.К сожалению, в 30-40гг. XX в. свадебные сундуки стали выходить из употребления, а искусство их росписи постепенно утрачивалось.
Белорусские живописные ковры
Пока трудно определить истоки искусства живописных ковров. Скорее всего, оно появилось и развивалось на традициях узорных тканых изделий, так и с учетом традиций росписи сундуков, какие имели широкое распространение в XIXв. Люди приходили к мастеру с большими свертками полотна и через определенное время забирали красивые живописные ковры - с большими букетами цветов, идиллическими пейзажами, сюжетными зарисовками. Ковры рисовали обычно на самотканом льняном полотне, окрашенном чаще всего в черный цвет. Выполняли рисунок произвольно кисточкой без предварительного нанесения грунта клеевыми или масляными красками. Техника росписи могла дополняться набивкой и трафаретом. По композиционно-декоративному решению ковры были растительно-орнаментальными и сюжетно-тематические. Основной мотив растительно-орнаментальных ковров - это букеты цветов или вазы с фруктами, окаймленные гирляндами переплетенных веток, цветов, листьев. Часто в растительный узор вводится геометрический орнамент - это круги, ромбы, многоугольные звезды. На многих коврах можно увидеть изображения птиц, таких как кукушки, павлина, жаворонка, голубя, ласточки, или изображения животных - оленей, коней, львов, лис, котов, медведей.Также иногда на них изображали и людей - «паненок», «казаков», «силачей» и др. Живописные ковры создавались народными мастерами как подарок и как семейный оберег.
Живописные ковры понадобились людям, в деревенских избах с их особенным интерьером, на стенах возле кроватей «горели» живописные ковры.
Сегодня уже почти не осталось тех, кто занимается изготовлением живописных ковров - изменилось время, творения художников-самоучек, созданных для украшения жилищ через десятилетия стали настоящими шедеврами народного творчества и гордостью музейных коллекций.
Наряд для Павлинки
В широком смысле национальный костюм - это не только одежда, но и головные уборы, обувь, украшения. В зависимости от типологических особенностей одежда делится на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю, повседневную, праздничную, обрядовую. Цветовая гамма белорусского костюма символична: белый цвет -символ чистоты, черный - грусти, красный - жизни. Основные способы украшения ткани костюма - это покраска ткани, узорчатое ткачество, вышивка, набивка, отбеливание, мережка, аппликация, кружево. Мужской костюм состоял из длинной рубахи (длиною почти до колен) и штанов из домотканого полотна белого цвета; основной головной убор - шапка, обувь -лапти, валенки, сапоги. Рубаху носили навыпуск поверх штанов под пояс. Женский костюм соответствовал эстетическим идеалам народа, его фольклорно-обрядовым обычаям. В типовом варианте женский комплекс составляли длинная полотняная сорочка, юбка, фартук, безрукавка. Логическим завершением женского костюма были головные уборы (венки, повязки у девушек, намитки, чепцы, платки у замужних женщин) и украшения (бусы, цепочки, кольца, браслеты и др.). Своеобразны костюмы белорусских строев: вилейского, волковыского, кобринского, малоритского, калинковического, копыльского, могилевского, неглюбского, новогрудского, ляховического, слуцкого и др.
Однако есть и общая черта - украшение рукавов. Существовала вера в магическую силу красного орнамента, который придавал силу рукам в труде и охранял от злых сил.
В Беларуси одежду традиционно украшали вышивкой. Вышивали головные уборы, фартуки, мужские и женские рубахи, холщевую верхнюю одежду. Орнамент традиционной вышивки, характерный для всей Беларуси, преимущественно ромбо-геометрический (состоит из разнообразных сочетаний ромбов, крестиков, розеток и др.), красный, иногда с добавлением черного, на белом или сером фоне. Белый фон - натуральный цвет полотна. Красный цвет считался символичным, как цвет солнца и жизни.
С конца XIX в. приобретает популярность растительная орнаментика, стилизованная в соответствии с традиционной стилистикой, а также антропо-, зоо-, орнитоморфные мотивы: красный цвет более активно дополняется черным.В это время использование таких техник вышивки, как счетная гладь, набор, строчка, практически вытесняется вышивкой крестиком. В последнее время широкое распространение приобрела полихромная вышивка гладью растительного характера.
Выцінанка
"Выцінанка"(выстриганка, вырезанка) - это ажурный узор, вырезанный из белой, черной или цветной бумаги. Принцип создания "выцінанкі" - вырезание различных элементов на согнутом в несколько раз листе бумаги, в результате чего достигается повторение вырезанных мотивов. В Белорусси расцвет " выцінанкі" приходится на конец XIX - начало XX в.
Наиболее распространенной была одноцветная (черная, белая).Кружева из бумаги выполняли декоративную функцию: украшали стены, окна, полки для посуды, образа.В середине XX в. "выцінанкі" практически вышли из употребления, но с конца этого же века активно возрождаются как вид декоративно-прикладного искусства. По композиции белорусские "выцінанкі" подразделяются искусствоведами на три группы. Розетковые (замкнутые, центрические) "выцінанкі" получаются из сложенного веерообразного в четыре (и более) раза листа бумаги.